Новая встреча с Арбаком Хачатряном
Газета «АЗГ» #111, 16-06-2006
Опубликован: 2008-11-09
Первое интервью Арбака Хачатряна после Лефортовской тюрьмы, 18 лет назад.
Когда мне удалось дозвониться до Арбака Хачатряна – человека отнюдь не забытого в Армении и достаточно хорошо известного в России политикам и журналистам, и договориться о новой встрече, он согласился дать интервью по глобальным вопросам ситуации в России и Армении, но по возможности не касаясь личностей. Кому-то это может показаться немного странным, поскольку у каждого побывавшего в неволе, а Хачатрян, как многие уже знают, отсидел около трех лет, есть что называемые “имя и фамилия”. Но Хачатрян считает, что “люди”, способствовавшие его заточению и давшие на него показания, настолько слабые, что против них даже не стоит бороться, тем более мстить им. «Я бы перестал уважать себя, если бы занялся этим», – говорит известный правозащитник. До того как высшие судебные инстанции не приняли окончательного решения, комментировать юридические аспекты дела он считает неприличным.
На следующий день мы встретились в условленном месте. Для тех, кто хорошо знает «Хачатряна”, но давно не видел его, могу сказать, что он не утратил своей знаменитой улыбки, эмоционален, настроен на дело, а не на мемуары.
Итак.
– Арбак Шаумянович, многие, кто знает вашу историю, и вы сами, не имеют сомнений, что ваш арест был “братским подарком” российских спецслужб армянским. Чем вы так досадили нынешнему ереванскому руководству?
– Хотя меня обвинили в поддержке одного из кандидатов – Арташеса Гегамяна, я не ставил ни на кого в отдельности. Но в одном был убежден: у власти не должен оставаться человек из “карабахского клана”. Ведь что произошло. Армяне не чеченцы, они никогда не жили тейпами, кланами. Но нынешнее руководство поставило всюду людей из Арцаха (Карабаха). Это вызвало негодование в остальной Армении, и если эта группа останется у власти, то это просто приведет к расколу Армении и армянства. У этого руководства не было и нет никакой стратегии, ни государственной, ни финансовой, ни коммуникационной.
– А как же помощь диаспоры, знаменитого армянского спюрка?
– Поймите, спюрк может прислать самолет с лекарствами, Азнавур может подарить детский сад, дать концерт. Но нищий, даже получающий большое подаяние, остается по психологии своей нищим! Нельзя думать только о выживании, а они в итоге свели к этому всю национальную философию. Вот это все я и высказывал открыто, это до них доходило. Надо сказать, что один порядочный человек в руководстве Армении предупреждал меня, звонил несколько раз: Арбак, готовится провокация. Но видимо, все уже было решено, а прятаться я не хотел.
– А почему, по-вашему, Россия так легко сдала вас, тем более вы были в аппарате главного правозащитника.
– Нынешнее армянское руководство, крайне слабое дома, абсолютно покорно России. Так зачем его менять? Почему не пойти навстречу в такой “мелочи”. К тому же у всех на уме сейчас терроризм, а меня преподнесли как деятеля, имеющего опасные связи, чуть ли не как “второго после Бен-Ладена”. Российскому правосудию я благодарен за сохранение документов, с ними сейчас работают мои адвокаты, занимающиеся моей реабилитацией. А в перспективе – и возмещением ущерба. Но повторяю: графом Монте-Кристо я не буду, мне это не доставит наслаждения.
– Известно, что находясь в тюрьме, вы писали открытые письма президенту России В. Путину, предупреждая его об опасности агрессивного национализма. Какая была реакция?
– Реакция, к сожалению, нулевая. А прогнозы мои сбываются с пугающей быстротой. Вы же видите, что ни день какая-нибудь “бритоголовая сволочь ” режет таджика, армянина, еще кого-то. Противодействия нет. Хотя это проблема не только России. И мой дальнейший прогноз очень мрачный: все это будет развиваться дальше. Если не будут созданы специальные мировые проекты, призванные приостановить эти развития, то дальше будет только хуже.
– Ну, а если взять поуже, на уровне Нагорного Карабаха. Какие там перспективы?
– Одно скажу, прежде всего. Не может быть речи о передаче кровью политых земель вокруг НКР. Какое бы давление в связи с проходящим в регионе нефтепроводом не оказывали американцы или кто-то еще. Даже великие державы погибали из-за допущенных ошибок. Вспомните историю, начиная с Египта и Вавилона, что уж говорить о малых странах. Нет, это недопустимо. Но конечно необходимо мыслить над тем, как сделать этот регион экономически привлекательным для всех. Признаюсь, у меня есть свой проект. Но не буду пока раскрывать его.
В качестве же полумеры можно было бы рассмотреть совместное с Азербайджаном освоение, точнее – восстановление этих районов, но без их проживания там. Только работа. Все равно это было бы уже шагом вперед.
– Ну, а в самой Армении? Вообще вам удавалось из неволи следить за событиями там?
– В общем да, газет и телевизора я ведь не был лишен. Хотя в большей степени был информирован о событиях общемировых, чем собственно армянских. Но я проецировал глобальные новости на” армянский формат”. Могу сказать следующее. Не считая первых двух-трех лет независимости Армении как государства – эмоции, гордость за свою нацию, все остальное время наши руководители в основу своей политической деятельности ставили только личные отношения с руководителями великих держав. И такая бесперспективная, недальновидная, тупиковая политика со временем, можно сказать, отрицательно повлияла на сознание армян как за рубежом, так и на Родине. И не случайно, что сегодня многие наши соотечественники думают, что их судьба зависит от кого-то извне. Поэтому эта политика привела к тому, что имеем на сегодняшний день…
Нынешнее руководство не может бороться за стратегические интересы Армении, не чувствуя за собой поддержку народа.
И в партии, говорящие “Идите за нами, и все у вас будет хорошо”, в такие партии люди уже не поверят всерьез. Нужно формирование, с помощью в том числе и ООНовских рычагов, некоего национального “пакета интересов”, большая интеллектуальная работа, а ее то и в помине и не видно.
– Ближайшим соседом Армении является Иран, а вокруг него тоже очень неспокойно. Ваша оценка.
– Давайте разделим. Собственно Армении от Ирана угроз ждать нечего, в этом я абсолютно убежден, войны там не будет и какие-либо действия на иранской территории Армению не затронут. Другой вопрос – отношения Ирана с Россией. На время заключения отдельных сделок – тут – да, они партнеры, есть даже крупные проекты – ядерный реактор. Но глобально они все же соперники – из-за нефти, просто прямые конкуренты. Ведь иранская нефть очень дешевая. Плюс Израиль – чужеродный островок для этого региона, это вообще вечная проблема.
После известного обращения В. Путина к Федеральному Собранию РФ, западный мир своим главным врагом уже стал видеть Россию, так как “силовая” политика Путина стал пугать очень многих на Западе. И естественно, там сделают все, чтобы Иран стал для них экономическим, финансовым партнером, чуть ли не членом ВТО.
А это будет чревато для России, так как газопроводы и нефтепроводы пройдут, обходя границы России.
– Что имеете в виду, говоря «силовая политика России»?
– Нынешнее руководство России будет делать все, что бы остаться у власти, так как врагов очень много, изменение их курса может разрушить сегодняшний политический курс. Один из главных факторов, благодаря которому руководство может остаться у власти, это то, что народ уже просит президента баллотироваться на третий срок. А для этого нужно, чтобы, во-первых, были громкие аресты, новые разоблачения. Что, кстати, и происходит.
– Как говорится, личные планы Арбака Хачатряна.
– Я буду заниматься бизнесом, в том числе и для того, чтобы иметь деньги для независимой политики, без этого не обойтись. Хочу создать силу – именно не партию, а силу, которая могла бы принести реальную пользу Армении. И еще… Очень хочу, чтобы мои дети жили бы в Армении, в которой не стыдно будет жить.
Владимир Степанов из Москвы, специально для газеты “Азг”
Арбак Хачатрян самый сильный человек он должен быть премьер министром Армении ✊✊