На пороге ядерной зимы
10 декабря 2015
Выбрав Турцию стратегическим партнёром нового газопровода, мы ещё не раз столкнёмся с трудностями, вроде бы возникающими ниоткуда, но имеющими чёткие исторические корни. Почему при анализе упускается такая важная историческая деталь, как вечное противостояние на Крымском полуострове России и Османской империи?» – Арбак Хачатрян
В апреле этого года, когда «русский с турком» ещё были «братья навек», мы цитировали открытое письмо Арбака Хачатряна, экс-советника президента Республики Армения, бывшего советника Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (АН-online, «Украина – Армения – Россия – третья мировая?», 23 апреля 2015 г.). Независимый правозащитник обращался к Владимиру Путину:
«Турецкий поток», который преподносится россиянам как огромная победа, на самом деле – мина замедленного действия. Да, это сулит экономическую выгоду. Но в том и разница между делягой и государственным деятелем, что второй смотрит дальше ближайших денежных поступлений».
И ещё в мае этого года, отвечая на вопросы редакции («Народная дипломатия», «Аргументы недели» №17 (458) от 14 мая 2015 г.) Хачатрян предупреждал:
«Делать ставку на «Турецкий поток» в регионе, богатом более дешёвым газом, нежели российский? Эта информационно-политическая игра не только не приносит России стратегических дивидендов, но ещё и добавляет ненависти и шовинизма в и так горячий регион. Выбрав Турцию стратегическим партнёром нового газопровода, мы ещё не раз столкнёмся с трудностями, вроде бы возникающими ниоткуда, но имеющими чёткие исторические корни. Почему при анализе упускается такая важная историческая деталь, как вечное противостояние на Крымском полуострове России и Османской империи?»
Сейчас, когда предупреждения Арбака Хачатряна стали реальностью, мы посчитали интересным узнать его анализ текущей геополитической ситуации.
– Арбак Шаумянович, так почему вы не верили в партнёрство с Турцией?
– Потому что сегодняшнее состояние взаимоотношений России и Турции более исторически правдивое и более отвечает реалиям многополярного мира. То, что Турция после инцидента с Су‑24 побежала сразу за поддержкой в НАТО, неопровержимо указывает на то, что ей помогли принять решение об эскалации напряжённости, пообещав хорошие преференции. Но сразу после саммита ЕС по вопросу беженцев Турция, увидев, что у её носа опять помахали морковкой, обращается к… России – прекратите экономические санкции!
Да и российское руководство, я полагаю, вздохнуло с облегчением, потому что к этой правящей клике наследников Османской империи они всегда, глубоко в душе, относились с подозрением, хотя, конечно, и не афишировали это. Отсюда и слова Путина про Аллаха, лишившего разума правящую клику Турции.
– Каких ещё пакостей можно от них ожидать?
– Да от сегодняшних правителей Турции нельзя ждать ничего хорошего. Они сразу же демонстративно активизировали свои контакты с Азербайджаном, и те подтвердили, что Трансанатолийский газопровод достроят к 2018 году. Очередной привет «Турецкому потоку». А по вопросу урегулирования карабахского конфликта Анкара всегда была на стороне Баку. Поэтому я очень боюсь, что следующей может случиться провокация в Карабахе. И если 10 лет назад мир остро реагировал на малейшую эскалацию там, то сейчас можно спрогнозировать «Карабахский синдром» – наподобие «Хельсинкского синдрома». Ведь весь мир сейчас полыхает, не до Карабаха, да и отношение к России в мире не такое сейчас, как 10 лет назад. Но для нас главное во всей этой эскалации не это.
– А что же?
– А то, что российская государственная машина информационно-пропагандистской войны в очередной раз развернулась на 180 градусов, и все те чиновники, политологи и журналисты, кто ещё вчера умилялся, «как это выгодно, что Турция с нами», сегодня уже с пеной у рта кричат, что турки всё время только и делали, что поддерживали террористов.
Вот это массированное и массовое хамелеонство – это медвежья услуга государству. Эта круглосуточная «накрутка» идёт же не только на так называемый внутренний голосующий электорат, на бабушек у подъезда, она влияет и отравляет всех граждан России, включая и тех, кто вырабатывает и принимает решения.
Президент, конечно, черпает информацию из других источников, но ведь и эти источники не могут быть идеально чистыми, когда вокруг такая информационная истерика. А это приводит в итоге к стратегически непродуманным шагам России во внешней политике, когда стране приходится только отбиваться, реагировать на очередные козни, а не играть на опережение.
Сегодня мы дружим с Китаем, завтра с Турцией, а послезавтра с Ираном. Ну о какой экономической выгоде тут можно говорить, если у Тегерана себестоимость добычи нефти в десятки раз дешевле нашей. Опять мы «вертимся», не зная куда пойти.
– Куда пускают, туда и идём – нам нельзя же раньше было дружить с Ираном…
– А вот надо было плюнуть на санкции и помогать народу Ирана. Народу! Тогда мы были бы сегодня не в ряду с другими странами, кто хочет дружить с Ираном, а были бы первыми и единственными. Да и сейчас мы опять ориентируемся на интересы элиты, которая в случае очередных неприятностей выберет Запад, а не нас. Вот что я называю народной дипломатией – не то, что простые люди вместо дипломатов, а то, что цель – переориентировать экономику на служение простому народу. И только в этом у мира есть шанс на спасение. Не важно, какая идеологическая составляющая – салафизм ИГИЛ, бандеровский национализм на Украине или хуситы в Йемене, важно, что сытый народ не будет свергать свою власть.
– Народная дипломатия вместо дипломатии канонерок?
– Ковровым бомбометанием мы только приближаем мир к уничтожению человечества. И вместо бомбардировок все стороны нашего хрупкого многополярного мира должны договориться изменить принципы мировой экономики, ведь корень нищеты и терроризма кроется в отношении к третьим странам как сырьевым придаткам. Выросло уже целое поколение на Востоке, которое умеет зарабатывать на хлеб, только убивая «неверных». Сколько ещё должно случиться терактов в Европе и Америке, чтобы цивилизованный мир наконец-то понял, что надо делать?
Источник argumenti.ru